Солнечный Узбекистан

Узбекистан и в самом деле оказался солнечным. Еще середина апреля, а там уже лето и жарко. В нижеперечисленных разделах я разместил наиболее (на мой взгляд) интересные фотки, а внизу есть очень краткие путевые заметки, может быть окажутся полезными, если кто-то планирует туда поехать.

Самарканд (Регистан, Гур-Эмир, Шахи-Зинда и др.)
Бухара (тут куча всего, в пригороде еще Чар-Бакр)
Хива и все что было по дороге туда и обратно: Кызыл-Кум, Амударья, Сырдарья
Чимганские горы, а напоследок немножко Ташкент

технические заметки

• Отношение к гостям из России весьма положительное, вплоть даже до того, что пропустят без очереди в общий вагон, и это при том что желающих в нем ехать явно больше чем полок, включая третии. Правда у нас в купе билеты были, а мы по ошибке в другой поезд зашли, так когда это выяснилось, нас проводник этого вагона еще и до нужного поезда проводил.

• Касательно регистрации, рекомендуется ее сделать. Хотя бы раз на каждые 3 суток (регистрация в гостинице включает ночь и две даты вокруг этой ночи). В отелях обычно делают, но в горах мы жили не совсем официально, и чтобы не было перерыва больше трех суток, один раз зарегистрировались в самой дешевой гостинице в Ташкенте (примерно по 100 руб/чел на наши деньги), какие там номера даже не смотрели :) Регистрацию проверяют/спрашивают в жд кассах при покупке билетов, ну и погранцы при выезде.

• Ездили жд или на такси. Основной маршрут был такой: утром после самолета Москва-Ташкент на семичасовом экспрессе до Самарканда, в Самарканде одна ночь, потом ночной поезд до Бухары. В Бухаре провели три ночи и утром четвертого дня поехали на такси до Ургенча. Можно было бы сэкономить, доехать до Навои, а оттуда на поезде, но хотелось остановиться в Кызыл-Куме и на Амударье, и не очень хотелось ехать туда и возвращаться той же дорогой (возвращаться было запланировано на поезде как раз через Навои). Еще вроде ходили какие-то проходные автобусы из Ташкента, но во сколько точно их ловить, и реально ли там вписаться на сидячие места выяснить не удалось. Ситуация усугублялась тем, что эти автобусы останавливались у какого-то рынка, совмещенного с точкой отправления загородных маршруток, и появление там лиц европейской внешности собирало кучу народа, в основном из назойливых таксистов, про автобус которые, соответственно, отвечали отрицательно.
    Из Ургенча в Хиву, правда, прокатились на междугороднем троллейбусе. В Хиве провели пол дня, ночь и еще пол дня, чего мне показалось явно недостаточно. Вполне можно было бы сэкономить за счет Бухары, но никак я не ожидал, что Хива мне весьма понравится. Обратно поездом из Ургенча в Ташкент, выезжает около двух часов дня, утром следующего дня в Ташкенте. Из Ташкента сразу поехали на такси на Чимган (водила должен был помочь найти вписку), где провели два дня и две ночи, а утром третьего дня поехали в Ташкент. Сходили в жд музей, погуляли по городу, посетили местный ЦУМ на предмет сувениров (много дешевой прикольной керамики и прочего - рекомендую, только закрывался он уже в семь вечера!), а ночью был обратный рейс.

• По ценам на перевозки могу сказать следующее. Фирменный попугай Ташкент - Самарканд достаточно дорогой, по крайней мере первый класс, во второй за пару часов до отправления билетов уже не было. Первый стоил около 11000, т.е. порядка 250 руб, но пришлось воспользоваться. Чем он лучше второго, я так и не понял, чай вроде и там и там давали, телевизор на узбекском нафиг не нужен, закуска была к чаю, но голимая, ценой на 1000 max, а второй класс стоил порядка 5000. В обычных ПДС билеты дешевле, особенно приятно что купе не сильно дороже плацкарта. Купе Самарканд - Бухара стоил порядка 8000, т.е. меньше 200 рублей. Переезд из Бухары в Ургенч на такси обошелся в 60000 (т.е. порядка 50 USD). Еда же дешева и пользительна. Палка шашлыка от 1000 (немногим более 20 руб) до максимум 2000 в Ташкенте, остальная еда в тех же пределах. На рынке кило говядины 4000, а баранины 8000. Фруктов еще было мало. Хлеб в виде лепешки обычно 150 сум (3 с копейками рубля). Кормежка более всего понравилась в Хиве. Хотя бабуля-официантка была с чумазыми руками - буквально вчера вылезла из юрты.. но, возможно, шурпа только тогда и хороша, когда не моют ни котлы ни руки :))

• Вопрос размещения решается относительно просто. Берется первый (максимум второй) попавшийся таксист и просится у него отвезти, от жд вокзала, например, до приемлемого (по определенным критериям) отеля в центре. В Самарканде подобная процедура обошлась в 3000 сум (немногоим более 60 руб), при этом в первом отеле не было мест, второй оказался на ремонте, а потом наш водитель куда-то пошел выяснять (похоже там несколько отелей было рядом), в итоге вселились в нормальную хибару. К слову сказать, для иностранных граждан, каковыми мы являемся, цены там на отели весьма приличные, в том же Самарканде 40000 чел/ночь с завтраком, в Бухаре нашли за 35000, на наши деньги это соответственно несколько больше и несколько меньше 800 руб. При этом свободных мест было мало, хотя туристический сезон еще толком и не начался. Всюду таскаются толпы туристов из Европы, из России никого. Единственным ценовым исключением была эта гостиница в Ташкенте. Нашли мы ее также посредством таксиста. Видимо, псевдозаселение с целью регистрации - ее основной бизнес, почти все "заселяющиеся", которых я там видел, приехали за тем же.

• Пара слов касательно местной валюты. Рубли поменять можно только на черном рынке и весьма невыгодно, лучше всего брать обычные наши баксы. Банкоматов фактически нет, но в NBU (National Bank of Uzbekistan) можно снять с карточки баксы (с помощью тетеньки!), а потом поменять их там же в обменнике. Пару раз я такую процедуру проделывал. Причем, в Бухаре менял сразу 300, и получил в ответ почти 4 пачки месного бабла, т.к. купюра наибольшего достоинства там меньше 1 USD - 1000 сум, и то таких "крупных" купюр может не оказаться. В связи с этим произошел курьезный случай. В меняльной лавке NBU толпился лишний народ, посему пересчитывать неполную пачку я не стал, понадеявшись, что в серьезном банке вряд ли будут обманывать. Оказалось, зря: дома я недосчитался 13-и бумажек. Дальше я немного прикололся, пришел снова в банк, сказал что не понимаю, как у них такая фигня вышла, типа сам во Внешторгбанке работаю, так у нас такое даже предположить невозможно. Тут я слукавил конечно, так как ни в каком Внешторгбанке не работал, но я знал, что их NBU выполняет примерно аналогичные функции и с Внешторгбанком тесно связан. Не знаю, это ли подействовало, или мусульманские законы не позволяют им мошенничать, но после того как они проверили свой остаток и он оказался ровно каким и должен был быть, а потом позвонили барыге, который вместе со мной ошивался, когда я бабло менял, а тут только до дома доехал и сказал что посчитает свое бабло и им перезвонит, они куда-то свалили, а вернувшись сказали, что дед этот (барыга) им перезвонил, и 13 кусков в аккурат у него оказались, типа они пачки перепутали, кому какую, хотя при мне он ничего особо не менял.. Еще один недостаток, все официальные обменники в выходные и ночью не работают. А поскольку улетал я и ночью и в выходной, у меня скопилось порядка 30000 сумов.

Exploreman © 2007. По всем вопросам пишите paths"эт"narod.ru В начало   Гостевая